Техника прикорма таблица

Сроки введения прикорма Прикорм - это дополнение к грудному молоку или его «заменителям», позволяющее компенсировать разницу между количеством пищевых веществ, которое обеспечивает грудное молоко или его «заменители» и необходимыми потребностями ребенка в определенном возрасте. Прикорм также играет важную роль в развитии нервно-мышечной координации и расширяет спектр пищевых веществ рациона за счет растительного белка, различных групп углеводов, растительных масел, микроэлементных компонентов. Вопрос о конкретных сроках введения прикорма, последовательности введения различных видов прикорма их ассортименте остаются предметом дискуссий. Не без основания считается, что оптимальный срок должен определяться для каждого ребенка индивидуально. Остается открытым вопрос, какая из формулировок является более правильной: «между 4-6 месяцем» или «примерно в 6 месяцев». Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2000. Во многих рекомендациях в промышленно развитых странах используют период 4-6 месяцев. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где имеется повышенный риск инфекционных заболеваний, введение прикорма до 6 месяцев не рекомендуется. Согласно Резолюции 55-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения 2002 гдетям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется назначать прикорм с 6-ти месяцев. При полноценном питании матери с использованием специализированных продуктов и комплексных витаминно-минеральных препаратов, введение прикорма здоровым детям, родившимся с нормальной массой тела, возможно с 6-месячного возраста. В данном случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каша или овощное пюре промышленного производства, обогащенные микронутриентами. По мнению многих педиатров, «активная дискуссия об оптимальных сроках введения прикорма детям, находящимся на грудном вскармливании с 4-6 или с 6 месяцев жизниедва ли является столь актуальной для нашей страны», поскольку известная резолюция ВОЗ по данному вопросу носит рекомендательный характер и подчеркивает несомненный приоритет национальных традиций и рекомендаций, а рекомендации по введению прикорма являются приоритетом врача и должны быть основаны на учете индивидуальных особенностей состояния здоровья, питания, анамнеза, пищевого поведения младенца и ряда других факторов. Научные предпосылки для обоснования сроков введения прикорма Повышенная проницаемость слизистой кишечника у детей и несовершенство иммунного ответа - до 3 месяцев Особенности моторики желудочно-кишечного тракта замедлена скорость опорожнения желудка, предрасположенность к срыгиваниям - до 3-6 месяцев жизни; Адекватность женского молока, отличающегося высокой биодоступностью входящих в него питательных веществ - до 4-6 месяцев жизни; Эффект выталкивания ложки способность координировано глотать пищу до 5-6 месяцев; Ограниченные функциональные возможности почек детей снижение выделительной и концентрационной функций - до 3-6 месяцев Сниженная кислотность, активность желчных кислот, ферментов и факторов, участвующих в метаболизме - до 3-4 месяцев жизни; Раннее введение фруктов и овощей может нарушить усваивание железа из грудного молока риск развития дефицита железа и анемии. Введение прикорма снижает частоту интенсивность сосания и, как следствие, выработку грудного молока. Во время введения прикорма нужно соблюдать осторожность, постепенность и умеренность. Начинать прикармливать, когда ребенок здоров. Первый прикорм должен быть монокомпонентным. Прикорм дается с ложечки перед кормлением, с постепенным замещением объема кормления. Введение прикорма способствует тренировке и развитию жевательного аппарата, пищеварительной системы, стимуляции моторики кишечника, расширяет и формирует спектр новых вкусовых ощущений. Прикорм — промежуточный этап перехода на взрослый тип питания. Примерные сроки введения соков С 3 месяцев - монокомпонентные соки: яблочный, грушевый. С 4 месяцев - сливовый, персиковый, абрикосовый, тыквенный, морковный. С 5 месяцев - моно- и поликомпонентные соки и нектары: черносмородиновый, малиновый, вишневый, черешневый, яблоко с тыквой, яблоко с персиком и др. С 6 месяцев - соки из продуктов, обладающих высокой потенциальной аллергенностью: цитрусовых и экзотических плодов: мандарина, апельсина, манго, папайи, гуавы ; клубники, томатов и др. Примерные сроки введения фруктовых пюре С 3,5 месяцев - монокомпонентные пюре из яблок и груш; С 4 месяцев - пюре из слив, из персиков, из абрикосов; С 5 месяцев - моно- и поликомпонентные пюре из плодов и ягод: черносмородиновое, малиновое, черешневое, вишневое, яблоко с морковью, яблоко с тыквой, яблоко-груша-айва и др. Пюре могут быть различной степени измельчения: гомогенизированные - 3,5 - 5 месяцев пюреобразные - 6 - 9 месяцев крупноизмельченные - 9 - 12 месяцев Примерные сроки введения овощных пюре С 4,5 месяцев - из кабачков, из цветной капусты, из картофеля, из моркови; С 5 месяцев - моно- и поликомпонентные с расширением ассортимента овощей за счет тыквы, капусты и др. Примерные сроки введения безглютеновых каш С 4 месяцев - рисовая, гречневая С 5 месяцев - кукурузная и ее смесь с рисовой или гречневой С 6 месяцев - с цитрусовыми наполнителями, с медом С 9 месяцев - с какао Глютенсодержащие каши С 5 месяцев - пшеничная, манная, овсяная, толокно и др. С 6 месяцев - каши из смеси трех и более зерновых компонентов, с цитрусовыми наполнителями; с медом С 9 месяцев - с какао Примерные сроки введения мясных пюре: С 6 месяцев - из говядины, из свинины, из курицы, из индейки и др. С 8 месяцев - с включением субпродуктов Растительно-овощные с добавлением мяса: С 6 - 7 месяцев - в соответствии с ассортиментом овощей и мясных продуктов, представленных ранее Рыбные пюре: С 8 - 9 месяцев - из трески, хека, минтая и других видов рыбы Растительно-овощные с добавлением рыбы: С 8 - 9 месяцев - в соответствии с ассортиментом рыбы и овощей, представленных ранее. Рекомендуемый срок введения прикормов определяется возрастом ребенка, начиная с которого потребление данного продукта или блюда является безопасным для основной массы здоровых детей таблицы 3, 4. Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов особенно железа и цинказадержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи. Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни. Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков: Возраст около 5-6 месяцев. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес больше не хочет. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт. Правила введения прикорма При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил: Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску. При появлении симптомов плохой переносимости нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др. При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным например: сливовое пюре — грушевым, манную кашу — рисовой и т. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово- апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже — к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте — измельченные кусочками. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней. Первый прикорм овощное пюре или каша вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм каша или овощное пюре дают через месяц после первого, третий — через месяц после второго. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина» Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре — 50% от объема. Современные тенденции введения прикормов: Более поздние сроки введения блюд прикорма, что предпочтительностью грудного вскармливания либо использованием для искусственного вскармливания высокоадаптированных заменителей грудного молока. Переход от формально-возрастного выбора сроков к индивидуальным показаниям и срокам. Выделение обучающего педагогического прикорма для проверки угасания рефлекса «выталкивания». За 2 недели до предполагаемого срока введения прикорма ребенку предлагают 1 чайную ложку фруктового пюре. Осуществлением малышом жевательных и глотательных движений свидетельствует об угасании рефлекса «выталкивания» языком и готовности к употреблению продуктов более густой, по сравнению с грудным молоком, консистенции. Замена в питании ребенка цельного коровьего молока и кефира на адаптированные молочные продукты, предназначенные для детей второго полугодия жизни. Тенденции к замене прикормов домашнего приготовления на прикормы промышленного производства. Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений Для обеспечения достаточной степени усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка. На потребление пищевого продукта оказывает влияние целый ряд органолептических факторов: вкус, запах, внешний вид и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий. Практика показывает, что при разнообразном питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании. Важно, чтобы дети, для которых поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а в среднем знакомство с новым вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда — обычное явление. Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда прикорма, поскольку интерес к новым видам пищи и к новым вкусам притупляется. Процесс введения прикорма — это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами — опосредованно через молоко матери. Рацион питания здорового ребенка первого года жизни должен содержать разнообразные продукты растительного и животного происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Кратко, с таблицами, все основные правила изложены. Да, мы тоже сроки не соблюдаем. Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. Администрация не несет ответственности за сообщения, оставляемые посетителями сайта. Помните, что по вопросам, касающимся здоровья, необходимо консультироваться с врачом.

Карта сайта

15 16 17 18 19 20 21 22 23