Помощь на дому и виды помощи

Формы социального обслуживания, виды социальных услуг ДОКУМЕНТ Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг Формы социального обслуживания, виды социальных услуг Формы социального обслуживания 1-3. В комментируемой определены формы социального обслуживания. Ранее такое регулирование содержалось в ст. Наряду с этим в рамках определения форм социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов в и указанной статьи устанавливалось следующее: гражданам пожилого возраста инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования ч. В отличие от изложенного регулирования в комментируемой статьи предусмотрены следующие формы социального обслуживания: 1 социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому. Называя эту форму социального обслуживания, комментируемая более ничего в отношении нее не определяет, что представляется не вполне понятным. Статья же 9 Закона 1995 г. В Законе 1995 г. N 317-ФЗ предусматривал, что к числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: 1 организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2 помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3 содействие в получении медицинской помощи, в т. Статья 18 Закона 1995 г. В этой статьи устанавливалось, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста инвалидов, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссиитуберкулезом за исключением активной формытяжелыми заболеваниями в т. В рамках регламентации данной формы социального обслуживания в комментируемой статьи установлено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток. Так, в статье 11 названного Закона предусматривалось, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Статья 12 названного Закона устанавливала, что в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста инвалидам, а также другим лицам, в т. В Законе 1995 г. Регламентируя данную форму социального обслуживания, комментируемой статьи предусматривает, что социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном на срок, определенный индивидуальной программой или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При этом указано, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных комментируемого Закона т. В Законе 1995 г. Данной статьей наряду с прочим предусматривалось следующее: стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении ; стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга ; стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях отделениях социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Положения комментируемой статьи устанавливают перечень требований, которые должны быть выполняться при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона, причем в его первоначальном варианте эти нововведения формулировались. В частности, предлагалось установить, что при предоставлении социальных услуг в стационарных или полустационарных нестационарных условиях должны быть обеспечены следующие условия доступности для инвалидов в т. В комментируемой статьи предусмотрена такая специальная форма социального обслуживания, как социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Как установлено в данной части, на такое специальное социальное обслуживание принимаются граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Условиями приема на такое специальное социальное обслуживание являются отсутствие медицинских противопоказаний и наличие личного заявления соответствующего лица. Порядок приема на такое специальное социальное обслуживание в соответствии с комментируемой статьи устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом не вполне понятно, как данное положение согласуется с положением комментируемого Закона, относящим утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т. Ранее подобным образом говорилось о социальном обслуживании в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания. Так, в Закона 1995 г. Понятие "административный надзор" определено в Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Законом. Такая отсылка в 1995 г. Основным актом законодательства РФ о психиатрической помощи является Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в которого в ред. N 317-ФЗ определено, что психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. N 122-ФЗ соответственно комментируемому предусматривает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает такой вид учреждения социального обслуживания, как стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. В названного Закона определены основания и порядок помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а в - основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Виды социальных услуг Комментируемая определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие "социальная услуга" определено в комментируемого Закона как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т. Ни Закон 1995 г. Лишь в первом из названных Законов было определено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем соответствующее регулирование закреплено в "Виды социальных услуг" национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. В комментируемой перечислены следующие виды социальных услуг: 1 социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-медицинская услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. В названного документа также даны определения следующим понятиям: социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем; психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми; психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений; психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды интересам клиента; психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов; психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента; психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям; социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи; 4 социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов в т. В национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-педагогическая услуга" определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в названного документа дано следующее определение понятия "социально-экономическая услуга": социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим названного документа содержит следующее определение понятия "материальная помощь": социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; 6 социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т. В национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-правовая услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в и названного документа дан определения следующих понятий: консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации; социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи. Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. В этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Положениями указанной статьи устанавливалось, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: 1 выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; 2 профилактику различного рода социально-психологических отклонений; 3 работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста инвалиды, организацию их досуга; 4 консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; 5 обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста инвалидов; 6 правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; 7 иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста инвалидов; 8 срочные социальные услуги. Вместо такого нового вида услуг в Закона 1995 г. Вместе с тем, в национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 давалось следующее определение понятия "срочная социальная услуга": неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 комментируемого Закона, в соответствии с которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Срочные социальные услуги 1. В комментируемой регламентировано предоставление такого самостоятельного вида услуг, указанного в комментируемого Закона, как срочные социальные услуги. Ранее подобное регулирование содержалось в "Срочное социальное обслуживание" Закона 1995 г. Положения комментируемой статьи определяют открытый перечень срочных социальных услуг. В частности, это: 1 обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2 обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3 содействие в получении временного жилого помещения; 4 содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5 содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; 6 иные срочные социальные услуги. Подобным образом в Закона 1995 г. N 122-ФЗ предусматривалось, что срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги: 1 разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; 2 обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3 разовое оказание материальной помощи; 4 содействие в получении временного жилого помещения; 5 организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; 6 организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; 7 иные срочные социальные услуги. Тем самым определены характерные особенности срочных социальных услуг, позволяющие их выделить в самостоятельный вид социальных услуг. В комментируемой статьи определены два вида оснований для предоставления срочных социальных услуг: 1 заявление получателя социальных услуг; 2 получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. В соответствии с комментируемого Закона решение об оказании срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом субъекта РФ немедленно для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании указанная норма отводит пять рабочих дней с даты подачи заявления. Ранее в рамках соответствующего регулирования в Закона 1995 г. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам социальное сопровождение 1. Комментируемая содержит регламентацию такого нововведения комментируемого Закона как социальное сопровождение. Таким сокращенным обозначением названо содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Право получателей социальных услуг на социальное сопровождение предусмотрено в комментируемого Закона, а корреспондирующая этому праву обязанность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное сопровождение закреплена в данного Закона, причем обе указанные нормы содержат непосредственную отсылку к комментируемой. В комментируемой статьи предусмотрено, что социальное сопровождение осуществляется при необходимости. При этом в качестве лиц, которым может оказываться содействие в предоставлении такой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, названы не только граждане, т. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте РФ регламентировано положениями ст. Положением указанной статьи 28 Закона предусмотрено, что регламент межведомственного взаимодействия должен наряду с прочим определять механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в т. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т. Минтруда России согласно комментируемого Закона отнесено утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении социального сопровождения. В комментируемой статьи также предусмотрено, что мероприятия по социальному сопровождению подлежат отражению в индивидуальной программе. Необходимость указания в индивидуальной программе мероприятия по социальному сопровождению установлена также в комментируемого Закона. При этом в отношении порядка осуществления таких мероприятий сделана непосредственная отсылка к комментируемой статье. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.