Морской транспорт россии проблемы и перспективы развития

В Совете Федерации в рамках «правительственного часа» 203-го пленарного заседания палаты с информацией Правительства России о развитии транспортной инфраструктуры в Российской Федерации выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин. Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что в 2006 году транспортный комплекс работал устойчиво и в целом удовлетворил потребности населения, отраслей экономики в услугах транспорта и не стал сдерживающим фактором экономического роста страны. По словам главы Минтранса, деятельность транспортного комплекса в 2006 году была направлена на решение задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию, реализацию Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006—2008 годыосновных положений Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Ставились и решены задачи по обеспечению развития и безопасного, устойчивого функционирования транспортной системы, повышению эффективности ее работы и качества предоставляемых услуг, совершенствованию механизмов бюджетного финансирования и привлечения инвестиций. Левитин познакомил сенаторов с основными направлениями Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года и озвучил некоторые цифры по всем видам транспорта и грузоперевозкам. Самый большой прирост пассажирооборота в прошлом году достигнут на воздушном транспорте — 9,2 процента. Увеличился пассажирооборот железнодорожного транспорта. Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2006 году к уровню 2005 года составил 97,8 процента за счет сокращения объема перевозок в городском сообщении. Левитин рассказал, что объем перевозок грузов, выполненный транспортом всех отраслей экономики, за исключением трубопроводного, увеличился в 2006 году и составил 11 813,7 млн. Самый значительный прирост грузооборота достигнут на автомобильном и железнодорожном транспорте. Сокращение объема перевозок морским и внутренним водным транспортом связано со старением и выбытием флота под российским флагом. При этом объем перевозок грузов иностранных фрахтователей контролируемым флотом увеличился. В связи со сложившейся ситуацией Левитин считает необходимым продолжить работу по созданию условий, способствующих привлечению судов под российским флагом, в том числе с использованием российского международного реестра судов. Министр транспорта сообщил также цифры по налоговым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности транспорта, в 2006 году они составили 286,1 млрд. Предварительный анализ показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач министерства, показывает, что большинство из этих показателей в 2006 году достигли или превысили плановые значения. Значительной составляющей расходов федерального бюджета стали субсидии субъектам Федерации на дорожное хозяйство. Министр отметил, что несмотря на увеличение в прошлом году финансирования в сфере дорожного хозяйства резкого улучшения показателей, характеризующих результативность использования бюджетных средств, не предполагается. Левитин, это связано с тем, что дополнительные расходы почти в полном объеме направлены на продолжение строительства крупных и капиталоемких объектов. Докладчик назвал основным направлением бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. Говоря о внутреннем водном транспорте, он заметил, что особое значение придавалось финансированию поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей, а также других мероприятий по обеспечению безопасных условий судоходства. В прошлом году, сказал Левитин, началась реализация новой подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг России до 2010 года» в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России до 2010 года». Мероприятия подпрограммы направлены на повышение конкурентоспособности российской транспортной системы и реализацию транзитного потенциала страны, а также улучшение инвестиционного климата и активное привлечение частного капитала. Текущий год должен стать первым годом финансирования объектов транспортной инфраструктуры за счет средств Инвестиционного фонда. В соответствии с перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007—2009 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ, объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, геодезии и картографии должен составить соответственно в 2008 году 207,1 млрд. Социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики, и особая роль в данном случае принадлежит автомобильному и городскому пассажирскому транспорту, считает Деятельность автобусного пассажирского транспорта в 2006 году в целом оставалась убыточной. За последнее десятилетие парк автобусов в крупных и средних предприятиях уменьшился более чем на 47 тыс. В сложившейся ситуации, считает министр, для того чтобы нормализовать инвестиционный процесс и стабилизировать положение хотя бы к 2010 году, необходимо увеличить среднегодовой объем капитальных вложений почти в пять. Решить данную проблему только за счет бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований невозможно. Одним из важных практических шагов в развитии транспорта общего пользования, по мнению Левитина, станет принятие ряда законодательных актов, в частности, Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». Как проинформировал министр, в экономике сохранилась тенденция прошлых лет по увеличению перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении. В 2006 году проведена полная диагностика транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог. В настоящее время в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» определены участки реконструкции и строительства первого этапа автодорог северного маршрута, финансирование которых осуществляется при долевом участии федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и бюджетов соответствующих регионов. Положительный фактор деятельности воздушного транспорта в прошлом году — остановка снижения объемов перевозок в грузовом сегменте рынка авиаперевозок, имевшего место в течение двух предыдущих лет. Но есть проблема, без решения которой невозможно дальнейшее развитие перевозок в России, — обновление парка воздушных судов. За истекший год проблема с поставками отечественных воздушных судов не изменилась, а рынок авиаперевозок сделал очередной крен в сторону использования воздушных судов иностранного производства. При объеме перевозок пассажиров, превышающем 30 процентов общего пассажирооборота, доля перевозок новыми отечественными воздушными судами оставила лишь около 10 процентов. Данная ситуация негативна еще и по той причине, что на российском рынке все более значимым становится присутствие иностранных авиаперевозчиков. Снижение конкурентоспособности российских авиакомпаний говорит о серьезной системной проблеме гражданской авиации в этом вопросе. Международные условия деятельности морского транспорта России в 2006 году оставались в целом благоприятными. Позитивная ситуация на основных товарных и фрахтовых рынках способствовала устойчивой работе российского торгового флота и морских портов страны, поддерживала стабильное развитие всего морского транспортного комплекса. Наша страна все больше укрепляет свои позиции в стратегически важном Азиатско-Тихоокеанском регионе, активно участвует в идущих интеграционных процессах и плодотворно работает со странами АТР. Для России многие страны этого региона являются стратегическими партнерами, что в целом позитивно сказывается на развитии нашей экономики, в том числе транспортного сообщения. Подпрограмма «Морской транспорт», по мнению докладчика, — базис для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта, отвечает требованиям новейших разработок в области стратегического целевого планирования развития отрасли и в целом является основой для построения прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация комплекса мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» в полном объеме способствует достижению Министерством транспорта РФ поставленных целей в развитии транспортного сектора экономики. По окончании своего выступления министр ответил на вопросы членов Совета Федерации. В частности, речь шла о решении проблемы пробок на автомобильных дорогах. Левитин предложил наделить Минтранс новой функцией контроля на дорогах, чтобы регулировать движение, особенно на федеральных трассах. По его словам, необходима более эффективная организация рабочего автомобильного движения. Как подчеркнул министр, совместными усилиями всех уровней властей надо сделать все возможное для того, чтобы наши дороги стали безопасными, качественными, конкурентоспособными и привлекательными для инвестиций. По словам министра, огромная надежда возлагается на новую Федеральную транспортную программу «Развитие», которая будет рассчитана на период до 2015 года. Программа предусматривает строительство и развитие всех видов российского транспорта.